Евгений Степанов (evg_stepanov) wrote,
Евгений Степанов
evg_stepanov

Category:

Дневник Евгения Степанова. Декабрь 2012 (часть 2)

АНТОЛОГИЯ ПОЭЗИИ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА


Леонид Губанов (1946 — 1983) — поэт. Гений. При жизни напечатал одно стихотворение.


МОЛИТВА


Моя звезда, не тай, не тай,

Моя звезда — мы веселимся.

Моя звезда, не дай, не дай

Напиться или застрелиться.



Как хорошо, что мы вдвоем,

Как хорошо, что мы горбаты

Пред Богом, а перед царем

Как хорошо, что мы крылаты.



Нас скосят, но не за царя —

За чьи-то старые молебны,

Когда, ресницы опаля,

За пазуху летит комета.



Моя звезда, не тай, не тай,

Не будь кометой той задета

Лишь потому, что сотню тайн

Хранят закаты и рассветы.



Мы под одною кофтой ждем

Нерукотворного причастья

И задыхаемся копьем,

Когда дожди идут нечасто.



Моя звезда — моя глава,

Любовница, когда на плахе,

Я знаю смертные рубахи,

Крахмаленные рукава.



И все равно, и все равно,

Ад пережив тугими нервами,

Да здравствует твое вино,

Что льется в половине первого.



Да здравствуют твои глаза,

Твои цветы полупечальные,

Да здравствует слепой азарт

Смеяться счастью за плечами.



Моя звезда, не тай, не тай,

Мы нашумели, как гостинцы,

И если не напишем — Рай,

Нам это Богом не простится.



СТИХОТВОРЕНИЕ О БРОШЕННОЙ ПОЭМЕ


Эта женщина не дописана,

Эта женщина не долатана,

Этой женщине не до бисера,

А до губ моих — Ада адова.

Этой женщине — только месяцы,

да и то совсем непорочные.

Пусть слова ее не ременятся,

Не скрипят зубами молочными.

Вот сидит она, непричастная,

Непричесанная, ей без надобности,

И рука ее не при часиках,

И лицо ее не при радости.

Как ей хмурится, как ей горбится,

Непрочитанной, обездоленной.

Вся душа ее в белой горнице,

Ну а горница не достроена.

Вот и все дела, мама — вишенка,

Вот такие вот, непригожие.

Почему она просто — лишенка,

Ни гостиная, ни прихожая?

Что мне делать с ней, отлюбившему,

Отходившему к бабам легкого?

Подарить на грудь бусы лишние,

Навести румян неба летного?

Ничего-то в ней не раскается,

Ничего-то в ней не разбудится.

Отвернет лицо, сгонит пальцы,

Не знакомо — страшно напудрится.

Я приеду к ней как-то пьяненьким,

Завалюсь во двор, стану окна бить,

А в моем пальто кулек пряников,

А потом еще — что жевать и пить.

Выходи, скажу, девка подлая,

Говорить хочу все, что на сердце.

А она в ответ: "Ты не подлинный,

А ты вали к другой, а то хватится!"

И опять закат с витра черного,

И опять рассвет мира нового.

Синий снег да снег, только в чем-то мы

Виноваты все, невиновные.

Я иду домой, словно в озере,

Карасем иду из мошны.

Сколько женщин мы к черту бросили —

Скольким сами мы не нужны!

Эта женщина с кожей тоненькой,

Этой женщине из изгнания

Будет гроб стоять в пятом томике

Неизвестного мне издания.

Я иду домой, не юлю,

Пять легавых я наколол.

Мир обидели, как юлу, —

Завели, забыв, на кого.



11 ноября 1964


* * *


Жизнь — это наслаждение погоста,

грубый дом дыма,

где ласточка поседевшей головою бьется

в преисподней твоего мундира.



Жизнь — это потный лоб Микеланджело.

Жизнь — это перевод с немецкого.

Сколько хрусталя серебряные глаза нажили?

Сколько пощечин накопили щечки прелестные?



Я буду стреляться вторым за наместником

сего монастыря, то есть тела,

когда твоя душа слезою занавесится,

а руки побелеют белее мела.



Из всего прошлого века выбрали лишь меня.

Из других — Разина струги, чифирь Пугачева.

Небо желает дать ремня.

Небо — мой тулуп, дородный, парчовый.



Раскаленный кусок золота, молодая поэтесса — тоска,

Четыре мужика за ведром водки...

Жизнь — это красная прорубь у виска

каретою раздавленной кокотки.



Я не плачу, что наводнение в Венеции,

и на венских стульях моих ушей

лежит грандиозная библия моего величия

и теплые карандаши. Темные карандаши всегда Богу по душе.



Богу по душе с каким-нибудь малым

по голубым распятиям моих вен,

где, словно Пушкин, кровь ругается матом

сквозь белое мясо всех моих белых поэм!



(Все стихи с сайта www.futurum-art.ru, главный редактор — Евгений Степанов)



АНТОЛОГИЯ ПОЭЗИИ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА



Дмитрий ГРИГОРЬЕВ — поэт, прозаик. Родился в
1960 году. Живет в Санкт-Петербурге. Автор многих книг. Более 20 лет
работает в котельной, где у Димы даже есть маленький, но уютный
кабинетик. Григорьев пишет превосходные стихи и рассказы. Вот два его
шедевра. Два абсолютных, на мой взгляд, шедевра.




Дмитрий ГРИГОРЬЕВ

 

* * *



целую ночь целую

тебя целую белую

ночь целую тебя

целую







* * *



Скоро мы переедем, людям свойственно переезжать,

потекут вещи по невидимым рекам,

а руки такие слабые — в них надолго нельзя удержать

ни песчинку, ни облако, ни человека…



(Стихи с сайта www.futurum-art.ru, главный редактор — Евгений Степанов)





БЛИЗКИЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК


Написал глупость в Дневнике. А близкий мне человек
расстроился. Я писать вообще перестал. Нет желания — и все тут. Зачем я
буду писать, если мои тексты приносят огорчение?!

Потом близкий мне человек успокоился. Сказал, что загрустил без моих текстов. Я опять пишу.



МУХАМЕТШИН

Фарит Мубаракшеич Мухаметшин — государственный
деятель и политик. Сейчас он посол России в Молдове. Он созидателен и
энергичен, он всегда в движении, он делает мир вокруг себя лучше — это
не метафора, это правда. Однажды я присутствовал на встрече Мухаметшина
(он тогда руководил Федеральным Агентством Россотрудничество) с
писателями. Он их (нас) буквально подгонял: «Давайте что-то делать!
Давайте создадим фестиваль имени Есенина. Давайте создадим электронное
текстохранилище!.. Скажите, чем вам помочь? Что нужно сделать для
культуры, для литературы?» Таких речей от наших чиновников я раньше
никогда не слышал. Потом, будучи главным редактором газеты «Литературные
известия», я неоднократно общался с Фаритом Мубаракшевичем и всегда
поражался его энергии, целеустремленности и умению без лишних слов
понять ситуацию и принять правильное решение. Он очень креативный
человек. И поддерживает креативных.

Он действительно много сделал для русской культуры во всем мире.

Пишу об этом сейчас, когда никак не завишу от Фарита Мубаракшевича.
Просто — в знак благодарности и уважения. Захотелось сказать добрые
слова достойному человеку.


ЧИНОВНИК


Был на каком-то литературном мероприятии. Выступал
чиновник из Министерства культуры. Говорил он долго и непонятно о чем. Я
насчитал в его речи 30 ошибок.

Потом — на фуршете — мы выпили. Чиновник вообще перешел на мат. И ошибки
в его речи, как ни странно, пропали. Он стал говорить значительно
лучше. Но — матом. Человек очень интересный. Совсем неглупый. Просто,
может быть, он не на своем месте? Или, может быть, он как раз — на
своем?

Ничего я в нынешней России не понимаю.


ЕСТЬ ЛЮДИ



Есть люди, с которыми я уже единое целое. Если им плохо — мне плохо. Им хорошо — мне хорошо.

Есть другие люди. Я в них влюбляюсь. Это что-то другое.

Любовь… Влюбленность… Какие разные чувства!



ПОЭТ



14.12.2012. Был на общем собрании Союза писателей
Москвы. Перед этим меня познакомили с одним колоритным поэтом из
Нью-Йорка — Олегом О. Меня представили весьма торжественно: «Евгений
Степанов, главный редактор журнала поэзии «Дети Ра»».

Поэт заинтересовался:

— А вы, значит, поэзией увлекаетесь… А знаете ли вы, молодой человек, поэта Губанова?

Я сдержал смех и сказал:

— Нет, что вы, откуда мне знать…

Поэт воодушевился:

— Я так и знал. Здесь, в России, вы ничего не знаете. Башлачева тоже, конечно, не читали?

— Нет, не читал…

— Ну, вот видите, какие вы тут, в России, дремучие люди.

Он потом еще долго что-то говорил, а я только слушал и смотрел ему в
лицо, стараясь понять его. Ведь ему же сказали, что я редактор журнала
поэзии. Следовательно, не дилетант. Почему же он так плохо думает о
людях? Почему полагает, что в России все непрофессионалы?

Самое забавное не это. Потом Олег О. вышел на трибуну общего собрания СП
Москвы и уже с трибуны начал всем рассказывать про «неизвестных в
России поэтов» — про Губанова и Башлачева.

Очень любопытный персонаж.


ДЕНЬГИ


Я хочу написать роман «Деньги». О том, как был
челноком в начале девяностых, как торговал на рынке в Польше зубной
пастой «Крест» и какао «Золотой ярлык», как ввозил в Россию соски и
книги, торговал продуктами питания, давал деньги в рост, как работал
литературным агентом, директором по рекламе крупнейших корпораций, как
заработал первый миллион, как разорился, как наезжали бандиты, как носил
в кармане пистолет, не зная, что с ним делать.

Я всю жизнь зарабатывал деньги.

Зачем?

Может быть, затем, чтобы рано или поздно написать роман «Деньги».




ВАНШЕНКИН



Умер Константин Ваншенкин. Замечательный поэт, написавший множество прекрасных стихов и песен.

Я видел его один раз в жизни. На какой-то презентации. Сам к нему подошел и сказал: «Константин Яковлевич, Вы — великий поэт».

Он засмеялся: «Брось болтать ерунду…»


Вечная память.


ПОПЦОВ


Собрание Союза писателей Москвы. На сцену вышел мудрый Олег Максимович Попцов.

Сказал:

— Сейчас много образованных, но мало умеющих.

Это чистая правда.

Впрочем, и образованных мало.


РЕДАКТОР


Отправил стихи в один журнал. Получаю письмо: «Женя, стихи прекрасные. Мне они очень понравились…»

Приятно? Конечно, приятно.

Но от редактора ждешь других слов. Например, таких — Женя, стихи неплохие, напечатаю в следующем номере.




БИЗНЕС



Это дело выгорело.

А то — прогорело.




КРЫЛОВ



Опять читал И. А. Крылова. Язык устарел — образы вечные.



БРОДСКИЙ



Опять читал И. А. Бродского. Восхищаюсь. Восхищаюсь
тем PR-oм, который устроили этому абсолютно — на мой субъективный
взгляд! — невыдающемуся поэту! И ведь внедрили в сознание, что это и
есть поэзия.

Бродский, конечно, ни в чем не виноват. Так получилось. PR в России (мире!) больше, чем поэт.



СЛОГАН


PR в России больше, чем товар.


СИДОРОВ


Собрание Союза писателей Москвы. За полчаса до начала
ко мне подошел Первый секретарь этого СП Евгений Юрьевич Сидоров.
Похвалил мой журнал «Дети Ра», сказал, что Союзу писателей ХХI века и
Союзу писателей Москвы обязательно нужно сотрудничать.

— Я хотел Вас включить в секретариат СП Москвы, но у Вас оказалось много
врагов, оппонентов. Это хорошо. Значит, Вы делаете дело. И журнал у
Вас, действительно, хороший. Разнообразный. Вы печатаете людей не из-за
идеологических принципов. Главное для Вас — это талант. Талант — это уже
принцип. Когда нет таланта, появляется идеология. Терпеть не могу
такие подходы…

Потом Евгений Юрьевич прошелся и по моим текстам. Одобрил дневники,
статьи. Про стихи и прозу не сказал ни слова. Что ж, значит, нечего
говорить. А, может быть, не читал.

…Я очень уважаю Евгения Юрьевича Сидорова. Умный, талантливый человек,
многое видевший. Многое сделавший — как министр культуры СССР и ректор
Литературного института — для страны.



ПЕЧАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА


Моя страна, ты одурела?

Смотри: ты снова любишь кнут.

Смотри: М. Х. — точно Мандела —

Во глубине сибирских руд.



Моя страна, скажи мне: где я?

И почему — как говорят —

Национальная идея

В моей стране теперь — откат?



Моя страна, как много фальши

В речах различных бесенят!

Моя страна, а что же дальше?

Распад?



17.12.2012

Аэропорт




НОВЫЙ ГОД



Новый год — страшное время для предпринимателя. Надо выплатить две зарплаты сотрудникам. А где брать деньги?



ПАРАДОКС


Такой замечательный человек: добрый, отзывчивый, образованный… И — такие беспомощные стихи.

И вот — мерзавец, ну явный мерзавец. Талант. Действительно — талантливый поэт.



ОНА


Смотрю на ее руки. И — нечего говорить. Прости, Господи.



ЦЕЛИТЕЛЬ-ЭКСТРАСЕНС

— Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире телеканал
«Око пророка». Сегодня у нас в гостях целитель-экстрасенс Зоя Петровна
Правдова-Маткина. Добрый день, Зоя Петровна!

— Привет!

— Можно я буду Вам задавать конкретные вопросы?

— Можно.

— Хорошо. Я знаю, что Вы сторонница вегетарианства. А почему?

— Мясо вредно. Знаешь, почему ты мясо ешь?

— Почему?

— А ты выпить горазд. Как все мужики. А как выпьешь, конечно, мяса хочешь. Бросишь пить — станешь вегетарианцем.

— А на сладкое почему тянет?

— Потому что тебя никто не любит. Любви нет, вот тебя на сладкое и тянет. Понял?

— Понял.

— А зрение почему ухудшается?

— У тебя близорукость или дальнозоркость?

— Близорукость.

— Ты трус. Ты вперед, в будущее смотреть не хочешь. Боишься. Вот и не видишь нечего. Глаза — это продолжение мозга. Понял?

— Понял.

— Тебе вообще надо многое менять. И в себе, и вокруг… Вот, например,
обои в студии. Цвет не фейншуевский. Замени. Поклей посветлее… И
табуреток мало. Надо, чтобы побольше табуреток было. Понял?

— Понял. Спасибо Вам за интервью, уважаемая Зоя Петровна. А с вами, дорогие друзья, мы прощаемся. До новых встреч в эфире.

— Пока.


16.12.2012


СТЫДНО


Неплатонические (употребим такой эвфемизм) отношения… Давно пора бы привыкнуть.

Нет, до сих пор стыдно и неловко. Как-то непонятен их смысл. Почему люди
делают такие странные движения? Почему именно э т и движения — приятны
(физиологически)? Почему именно они вызывают чувство стыда?



ТРОИЦКИЙ. ПУТИН


Музыкальный критик Артемий Троицкий выступает по «Эху Москвы». Всю передачу ругает Путина. В частности, называет его бездарным.

…Не такой уж Путин, на мой взгляд, бездарный, если он у руля России
стоит много лет. Тут дарование все-таки нужно иметь. И немалое.

А то, что Троицкий Путина ругает, так это Путину только на руку. Все о
нем только и говорят. Вроде бы и свобода слова в России есть. То есть
Путин использует и Троицкого.

Говорить, на самом деле, нужно не о Путине. Только о себе. Что я сделал?
Что не сделал? Что смог? Что не смог? Путин тут ни при чем. Правители
все без исключения — не ангелы.

Моя точка зрения простая: нет никакого Путина. Точнее так: какие мы — такой и Путин.



УБИЙСТВА В АМЕРИКЕ



Опять страшные убийства в Америке. И это государство учит другие страны азам демократии…



ДВОР


Дворкович ругается с Сечиным.

Что это значит?

Во все времена драка элит значит одно: царь болен. Трон пошатнулся. И
нужно искать свое место в новой системе координат. Писатель В. Казаков
называет такое состояние — «межлизень». Но глобальный «межлизень» еще не
наступил.


КУЛЬТУРА


Лавка Литературного института закрыта.

АСКИ (Ассоциация книгоиздателей России) лишилась офиса.

Гуманитарное издательство «Новый ключ» работает на дому…

Подобных примеров сотни.

Культура не нужна нынешнему государству.

…Танки едут по зеленой-зеленой траве.

Еще не едут?

Значит, поедут.



ГЛОВЮК. УШАКОВ


12.12.2012. Беседовал с замечательным поэтом и
переводчиком Сергеем Гловюком. Он рассказывал столько интересных и даже
сенсационных историй, что об этом надо бы написать большую статью.
Сергей — кладезь занимательной информации.

Я, например, никогда не знал, что адмирал Ушаков был по национальности черкес.

Завтра Сережа придет ко мне в телестудию, и мы запишем с ним большое интервью для канала «Диалог».



МНЕ БЫЛО 17 ЛЕТ


…Мне было 17 лет, я учился в институте, на факультете
иностранных языков. Стипендии на жизнь не хватало. Я жил в общаге,
экономил каждый рубль, но все равно на билет домой не всегда мог набрать
нужную сумму. И вот я — грешен, грешен! — ездил без билета. Из одного
большого города в другой. Как-то проникал в вагон, потом забирался на
третью полку, меня не сгоняли. Но однажды не повезло. Крепко не повезло.
Какой-то чрезмерно суровый проводник фактически вытолкнул меня на
полустанке ночью. Что делать? Не плакать же. Я перебежал в другой вагон,
оказался в купе — меня какие-то сердобольные люди впустили, и я —
счастливый! — разместился наверху, там, где обычно лежит багаж. Кое-как
доехал домой.

…Жизнь — это такой же поезд. Ты едешь без билета. Тебя постоянно
выталкивают. И рано или поздно вытолкнут окончательно. Но пока ты едешь.
И будь счастлив.


12.12.2012

Аэропорт


ПОДОНОК

(художественное произведение)



Мне двадцать лет. Ей — тридцать. Она говорит: «Все, я
ухожу. Ты меня достал. Прощай». Она собирает вещи. Я в панике. Я умоляю
ее остаться. Но она уходит.

Мне пятьдесят. Ей по-прежнему — тридцать. Она говорит: «Все, я ухожу. Ты
меня достал. Прощай». Она собирает вещи. А я… Я даже доволен. Я
помогаю ей собраться в дорогу. Она кричит: «Ты свинья, гадина,
подонок!».

Но она не уходит.


13.12.2012

Аэропорт




СЕМЕНОВ

(очень короткая пьеса)



— Все-таки ты — свинья, Семенов…

— Почему?

— Ну ты же не хочешь жить со мной. Значит, ты меня не любишь.

— Как раз наоборот. Люблю. Именно поэтому и не хочу с тобой жить.

— Не поняла.

— Да все очень просто. Ты же меня совсем не знаешь. Ты видишь только
показушную сторону моего характера. Умение шутить, балагурить, делать
комплименты, дарить цветы… А в жизни-то я другой.

— Не верю.

— Ну, конечно, другой. Я нервный, мрачный, неаккуратный, не такой богатый, как тебе кажется.

— Но я же люблю тебя.

— А что такое любовь?

— Я не знаю. Не могу сформулировать.

— И я не могу.

— Вот я и говорю: все-таки ты — свинья, Семенов…


11.12.2012

Замоскворечье



ИЗ СЕРИИ «ИЗДАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ»



— Алло, это Евгений Степанович? Саш, это ты? Алло, Саша? Игорек?

— Это Евгений Викторович Степанов.

— А, Женя, привет. Это Вадим… Я только что приехал из Германии.




КОШЕЛЕК


11.12.2012. Был в гостях. Выпил. Заказал такси, поехал домой. Просыпаюсь утром, собираюсь на работу — кошелька нет. Потерял.

Звоню в фирму, в которой заказал такси.

Объясняю ситуацию.

Девушка-диспетчер мило говорит:

— А почему вы кошелек в такси оставили? Вы что, бросили его, что ли на заднем сиденье? А почему вы так сделали?

Отвечаю предельно спокойно:

— Созвонитесь, пожалуйста, с водителем, который меня вез. Спросите у него: не находил ли он кошелек?

— Ага, поняла.

…Ура — нашелся кошелек. Водитель его и привез. Я отблагодарил.

Выводы. Хватит шастать по гостям. Хватит выпивать. Мой удел: тихий
домашний ужин, теплый сортир, ванная, телевизор, халат, диван.



ЖЕНЩИНА, ИМЕЮЩАЯ ОГРОМНЫЙ КАПИТАЛ


Эта женщина имеет огромный капитал — неслыханную молодость, красивую фигуру, умное лицо, роскошные волосы…

Эта женщина пришла ко мне — ветерану любовных баталий — в гости.

Что же мне делать с таким богатством?

Ведь за такое богатство нужно чем-то платить. Но чем?! Жизнью?


10.12.2012

Аэропорт


ХЛЕБНИКОВ

Олег Хлебников  в журнале «Дети Ра», 12, 2012 замечательно пишет.


Если на меня садятся мухи,

неужели я совсем говно?

Но друзья к моим сомненьям глухи —

им смешно.



Ну а я перед Творцом в ответе:

замысел его — в потемках нить…

Стоило ли столько жить на свете,

чтобы мух кормить?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments